Учим правильно английский

Как Выучить ЛЮБОЙ Язык Быстро (первые 6 месяцев).

Годами изучаете грамматику, зубрите слова, а результата нет? Проблема в том, что вы, как и многие, пытаетесь *выучить* язык. Это не работает. Сознательно выучить язык невозможно, потому что мы им пользуемся бессознательно. Мозг отлично приспособлен к сплетням, историям, анекдотам, но плохо – к изучению лексики, правил и грамматики. Даже будучи опытным лингвистом, вы не сможете контролировать лексику и грамматику во время разговора.  Мозг думает о *том*, что он говорит, а не о *как* он это делает. Тот, кто не понимает этого, будет страдать.  Представьте бегуна: если он начнёт думать о движении мышц ног, а не о направлении, он споткнётся и упадёт.  Современная система образования – школа и университет – предлагает именно это: долгий, дорогой и бессмысленный путь.  Выучить язык нельзя, но усвоить – можно.  Знайте главный секрет лингвистов: новый язык усваивается, когда вы понимаете смысл сказанного.  Лингвисты называют это «понятный вход». Мозг запоминает язык только тогда, когда понимает, о чём говорят.

Как понять, если это новый язык и незнакомые звуки?  Рассмотрим два примера: «It matters. Learn forage without input was of time. Don’t put the cart before the horse.» Я могу повторить это 20 раз, объяснить грамматику, но поможет ли это?  Даже после 100 повторений незнакомых фраз, усвоения не произойдёт.  Теперь второй пример: «This is my eye. This is my ear. I have two eyes. One, two. I can close my eyes. I can open my eyes. This is my hat. I have one head and two eyes. One, two. I turn my head to the left. Left.»  При этом все фразы, синхронизируются с действиями указывающими на предмет о котором упоминается в фразе. Разница очевидна. В первом случае – непонятный вход, во втором – понятный.  Во втором случае мозг связал новую информацию (незнакомые звуки) со старой (существующей информацией). Новые нейронные связи создаются на базе уже существующих. Так вы усвоили родной язык.

Почему же с иностранными языками сложнее? Потому что люди пытаются их *учить*, а не *усваивать*. С первых занятий они пытаются говорить, контролируя грамматику, лексику, правила.  Это перегружает мозг и мешает усвоению.  Они делают то, чего не делает ни один носитель языка. Вы контролируете грамматику и лексику на родном языке? Нет. Вы делаете это бессознательно.  Это теория американского профессора Стивена Крашена, суперзвезды лингвистики. В 80-х он разработал теорию усвоения второго языка.  Этот метод известен за рубежом, но не у нас.  Возможно, потому что на нём сложно заработать.  Много лет он работал с иммигрантами, изучавшими английский (ESL – English as a Second Language).  Он заметил закономерность: попытки говорить не приводили к усвоению языка.  Однако через 5-6 месяцев «тихого периода» (когда эмигранты молчали), наступал резкий прорыв.  Даже те, кто не учил язык специально (дети), начинали говорить. Почему? Потому что мозг получил достаточно понятного материала, и новые фразы связывались со старыми.  Формировалась новая нейронная сеть на базе старой.  Возникала новая языковая модель на базе старой картины мира.

Говорить до формирования языковой модели нежелательно – будете говорить, как колхозник. Объём оперативной памяти (сознание) меньше, чем объём постоянной памяти (подсознание).  Слишком большой объём информации (иностранный язык – это библиотека файлов) перегрузит сознание.  Смотрите моё видео «Как стать гением»: там я рассказываю, как подсознание увеличивает вычислительную мощность мозга.  Подсознание дробит большой объём информации на маленькие кусочки и переваривает постепенно. Новый язык – это тот самый большой кусок.

Хотите выучить язык? Замолчите на год и потребляйте понятный контент.  Как создать искусственное погружение в языковую среду?  Смотрите 1-3 часа в день простой видеоконтент на YouTube: мультики для детей (простая лексика, иллюстрированный видеоряд).  Совмещая звук и видеоряд, мозг формирует языковую модель.  Не начинайте со сложных фильмов и передач.  Крашен называл это правилом «i+1»: входящий материал должен немного превышать ваш уровень. Мультики – это i+0, фильмы – i+3. Сначала мультики и простые диалоги, затем образовательные передачи для детей, подростков, и только потом – для взрослых. Образовательный контент легче развлекательного.

Пытаться одновременно учить лексику, грамматику и произношение – это i+10, слишком сложно.  Мозг перегружается, делает ошибки и запоминает их.  Вы учитесь говорить с ошибками.  Как лучше всего изучать грамматику? Никак.  Гипотеза естественного порядка Крашена: язык усваивается постепенно, от простого к сложному.  Этот порядок не зависит от индивидуальных особенностей или объяснений преподавателя.  Грамматику вы почувствуете, когда получите достаточно понятного материала.  Вы можете не знать названия времён, но будете их правильно использовать.

Важен аффективный фильтр: страх, стыд тормозят усвоение.  Негативные эмоции – усвоение остановлено.  Изучайте язык только с понятным материалом и без беспокойства.  Слушайте то, что понятно и интересно.  Русские субтитры – никогда!  Мозг пойдёт по пути наименьшего сопротивления.  Иностранные субтитры лучше, чем русские, но хуже, чем без субтитров.  Мультики – лучший вариант.  Учителя и репетиторы нужны через 6 месяцев «входа», когда придёт время практиковать «выход» (говорить).  Но не всегда и не для всех.  Я тренируюсь самостоятельно.

Крашену задавали вопрос о преподавателях и учебниках.  Конфликт интересов: теория и традиционная система образования.  Для пассивного потребления контента преподаватели не нужны.  Но нужны зацепки.  В Мексике без знания испанского вы мало что поймёте.  Но если выучите 100-300 слов, появятся зацепки, и мозг сможет эффективно угадывать значение фраз.

Как повысить эффективность запоминания?  Книга «Make It Stick».  Две ключевые идеи: понимание и запоминание.  Для понимания – сравнение похожих моделей, выявление общих правил, связей и различий.  Для запоминания – активное и интервальное повторение.  Понимание важно для физики, но не для речи.  Эффективность выше при бессознательном использовании языка.  Активное изучение: вы пытаетесь вспомнить ответ, а не видите его.  Пассивное: вы видите ответ и пытаетесь его запомнить.  Активное изучение эффективнее: больше нейронов вовлечено, быстрее формируются нейронные связи, и растёт пластичность мозга.  Ошибки – это хорошо.

Раздражение вырабатывает стрессовые факторы, перестраивающие мозг, чтобы избежать подобных ошибок в будущем.  Слушание лекций по физике на родном языке – пассивное изучение: ничего вспоминать не нужно.  А просмотр мультика на английском – активное: постоянно приходится вспоминать значения слов.

Интервальное повторение – регулярное повторение информации с увеличивающимся интервалом между сессиями. Запоминание зависит от количества взаимодействий с информацией.  Память ограничена: используется – сохраняется, не используется – забывается.

Можно ли объединить активное изучение и интервальное повторение? Да.  Флеш-карты – популярная реализация этого метода.  На одной стороне – старая информация, на другой – новая, связанная со старой.  Пытаться вспомнить информацию на обратной стороне – активное изучение.  Колоды карт удобно носить с собой для периодического повторения – интервальное повторение.  В Google Play и App Store множество приложений для работы с флеш-картами.  Я использую Mem – Self Education App.

В приложении есть отдельные колоды и общий список всех карт. Обучение происходит путём пролистывания и повторения.  Вижу картинку – пытаюсь вспомнить, что на другой стороне.  Это активное изучение: я не вижу ответа, а извлекаю его из памяти.  Пролистывание в очереди или метро – интервальное повторение.

Чем это приложение лучше других?  У него два преимущества: удобный сортинг и крутая библиотека.  Удобный сортинг решает проблему с большим количеством карт.  В этом приложении карты автоматически сортируются:  смахивание вниз перемещает карту ниже в списке, и я её вижу реже.  Два действия: листание влево для повторения и смахивание вниз после правильного ответа.

Библиотека содержит интересный контент: тезисы из книг, когнитивные искажения.  Например, карта с диалогом: «Они выжили, потому что молились. Разве те, кто умерли, не молились?»  Вам нужно определить когнитивное искажение («Ошибка выжившего»).  Вы учите активно, а не пассивно.  В библиотеке есть книги («Атомные привычки», «Эгоистичный ген», «Sapiens»), и 10 языков со звуковым помощником.  Можно создавать собственные колоды.

Колода «Top 100 самых популярных английских слов» – зацепки для понимания мультиков.  Вы учите слова в контексте, а не по отдельности.  Обучение: вижу старую информацию – вспоминаю английский эквивалент.  Проверяю произношение.  Смахиваю вниз – карта перемещается ниже.  Естественный сортинг.

Приложение имеет бесплатную и премиум-версии.

Итак, для изучения иностранного языка первые 6 месяцев молчите и смотрите понятный видеоконтент (мультики, минимум 1 час, лучше 3).  Если сложно – выучите несколько сотен самых популярных слов с помощью активного изучения и интервального повторения.  Что делать после 6 месяцев – в следующем сюжете.

Обновлено: 19.10.2024 — 11:24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *