Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Формы знания могут быть классифицированы по различным критериям, таким как тип, уровень и структура. Согласно одной из классификаций, существуют три основных вида форм знания:
- Эмпирическое знание: Это знание, которое основано на опыте и наблюдениях. Эмпирическое знание включает факты, данные и статистические данные, которые получены через наблюдения, эксперименты и исследования. Это один из основных видов знания, который используется в науке, технологии, медицине и других областях.
- Практическое знание: Это знание, которое основано на опыте и практических навыках. Практическое знание включает в себя навыки и техники, необходимые для решения конкретных задач и проблем. Этот вид знания часто применяется в инженерии, производстве, машиностроении и других областях, где требуется практическое мастерство.
- Формальное знание: Это знание, которое основано на абстрактных моделях и теориях. Формальное знание включает в себя теории, модели и представления, которые используются для объяснения и предсказания явлений в различных областях. Этот вид знания часто применяется в математике, физике, экономике, социологии и других науках, где требуется использование абстрактных концепций для объяснения реальности.
Другие виды форм знания включают:
- Идеи: Это абстрактные представления, которые могут быть связаны с практическими или эмпирическими знаниями. Идеи могут включать концепции, теории, гипотезы и аргументы.
- Знания о практике: Это знание, которое основано на опыте работы в конкретной области. Этот вид знания включает в себя навыки, техники, стандарты и процедуры, которые помогают решать конкретные задачи и проблемы в различных областях.
- Знания о ресурсах: Это знание, которое основано на опыте использования различных ресурсов, таких как материалы, инструменты, технологии и другие ресурсы. Этот вид знания включает в себя знание о взаимосвязи между различными ресурсами и способам их использования.
- Знания о процессах: Это знание, которое основано на опыте работы с конкретными процессами, такими как производственные процессы, процессы проектирования, процессы управления и другие процессы. Этот вид знания включает в себя знание о взаимосвязи между различными процессами и способам их оптимизации.
В целом, существует множество форм знания, и они могут классифицироваться по различным критериям, таким как тип, уровень и структура. Каждая форма знания имеет свои преимущества и ограничения и используется в разных контекстах, в зависимости от целей и задач. Каждая форма знания имеет свою роль в развитии экономики знаний, и они все вместе помогают создавать новые знания, технологии и инновации, а также повышать конкурентоспособность компаний на глобальном рынке. Каждый человек может быть владельцем разных форм знания, и это помогает им решать проблемы, достигать целей и развиваться в жизни. В целом, знания являются важным ресурсом для развития экономики, общества и личности, и они играют ключевую роль в решении проблем, достижении целей и инновационном развитии.Распространение знаний: Распространение знаний может осуществляться через различные каналы, такие как печатные и электронные издания, онлайн-платформы, семинары и конференции, учебные курсы и другие методы. Распространение знаний помогает повысить доступ к знаниям, а также помогает закрепить и развивать уже полученные знания.Распространение знаний: Распространение знаний может осуществляться через различные каналы, такие как печатные и электронные издания, онлайн-платформы, семинары и конференции, учебные курсы и другие методы. Распространение знаний помогает повысить доступ к знаниям, а также помогает закрепить и развивать уже полученные знания.
Управление знаниями: Управление знаниями – это процесс управления и оптимизации знаний и информации в организации. Это может включать, например, систему управления знаниями, которая помогает запоминать, классифицировать и доступ к знаниям и информации в организации. Управление знаниями помогает повысить эффективность работы организации, улучшить качество решений и повысить конкурентоспособность.
Интеллектуальная собственность: Интеллектуальная собственность – это право на произведения ума, такие как патенты, авторские права, торговые марки, производственные секреты и другие формы интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность помогает защитить произведения ума от несанкционированного использования и помогает привлекать инвестиции в развитие новых технологий и инноваций.
Инновационная деятельность: Инновационная деятельность – это процесс создания новых знаний, технологий и инноваций. Это может включать, например, исследования и разработки, проектирование и разработку новых продуктов и услуг, разработку новых бизнес-моделей и другие формы инновационной деятельности. Инновационная деятельность помогает создавать новые знания, технологии и инновации, а также повышать конкурентоспособность компаний на глобальном рынке.
Информационная безопасность: Информационная безопасность – это процесс защиты информации и систем от несанкционированного доступа, атак и других угроз. Информационная безопасность помогает защитить информацию и системы от утечки, кражи и других несанкционированных действий.
Из чего состоит познание:
- Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
- Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
- Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Характеристика основных видов познания
Вопросы для характеристики | Чувственное познание |
средства | органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). |
формы | Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;Представление – образ объектапознания, запечатлённый в памяти |
особенности | — непосредственность; — наглядность и предметность; — воспроизведение внешних свойств и сторон. |
Вопросы для характеристики | Рациональное познание |
средства | мышление |
формы | Понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения |
особенности | — опора на результаты чувственного познания; — абстрактность и обобщенность; — воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений |
Вопросы для характеристики | Интуиция |
средства | озарение, наитие, прозрение |
формы | мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью |
особенности | внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. |
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское — основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое — основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное — характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное — отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы познания
Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание | |
эмпирический уровень методы: – наблюдение; – эксперимент; – описание. | теоретический уровень методы: – индукция (от частного к общему); – дедукция (от общего к частному); – анализ (разложение целого на части) – синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) |
Ненаучное — разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
донаучное – предпосылки научного знания паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности |
Особенности социального познания:
— субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
— ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
— сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
— устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
— выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
— изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
— рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
— эмоциональная окрашенность;
— осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).